Безбарьерная среда

Юные таланты

Ресурсы развития

Организация образования

Доступная среда города для (ре)абилитации детей с ОВЗ с использованием игровых технологий в проектах социального партнерства Фребелевского общества педагогов С-Петербурга

Статья напечатана в журнале ВАК: Доступная среда города для (ре)абилитации детей с ОВЗ с использованием игровых технологий в проектах социального партнерства Фребелевского общества педагогов С-Петербурга//   Специальное образование: научно-методический журнал/ ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т»; Ин-т спец.образования. – Екатеринбург №3(43)- 2016 с.13-22

Вечканова Ирина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Vechkanova Irina G.

Candidate of pedagogical Sciences, assistant professor   

ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГОРОДА ДЛЯ (РЕ)АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ФРЕБЕЛЕВСКОГО ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ С-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация. В статье рассматриваются научно-теоретические подходы к проблеме современной развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования с точки зрения постулатов его основоположника - Ф.Фребеля, а также создания мезоуровня реабилитационной среды. Представлена методика изучения сенсомоторного и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с помощью «даров» Фребеля. В ходе эксперимента для всех детей, в том числе нормативно развивающихся, первый дар Ф.Фребеля оказался незнакомым. Из характеристик шара, в основном, описывали только цвет дети с речевой недостаточностью в 4-5 лет, дети с задержкой психического развития в 5-6 лет, с умственной отсталостью – в 6-7 лет. Даже у детей с речевой недостаточностью в 6 лет предложения по игре с шаром были однообразными, а дети с интеллектуальной недостаточностью выделяли только основную функцию «катать», «качать». Описаны подходы к модульному включению полифункциональных материалов Фребеля в мотивирующую пространственную среду современных садов, учитывающие различные уровни реабилитированности детей с сенсомоторной, речевой, интеллектуальной недостаточностью. С играми с «дарами» родители и педагоги могут ознакомиться как в специально оборудованном для совместного обследования по образовательным областям кабинете-модуле «Реатека», так и на сайте в разделах «Реатека», «Экотека», «АртКартотека», а также в рамках организованной «Маминой школы». Раскрыто содержание экологических городских проектов Фребелевского общества в десяти детских садах С-Петербурга «1, 2, 3 – раздели и убери», «Ребенок и мегаполис. Как познать ребенку природу» на основе использования игровых технологий в условиях инклюзии, включения семей и дошкольников с разными стартовыми возможностями в освоение дружественной доступной среды города.

Ключевые слова: материалы Ф.Фребеля, дети с сенсомоторной, речевой, интеллектуальной недостаточностью, доступная среда, игровые технологии.

FRIENDLY ENVIRONMENT FOR THE (RE)HABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES USING GAMES’ TECHNOLOGIES IN THE SOCIAL PARTNERSHIP PROJECTS OF F.FREBEL’S TEACHERS SOCIETY IN ST. PETERSBURG

Abstract: 
The article deals with the scientific and theoretical approaches to the problem of a modern object- spatial developing environment of pre-school education from the perspective of the postulates of its founder - F.Frebel, as well as the creation of meso-level rehabilitation environment. The  technique of studying the sensory-motor  and speech development of children with disabilities is presented  using the F. Frebel’s "gifts". The experiment showed that the Frebel’s first "gift" had been unknown to all children, including those who were developing. Out of all characteristics of the ball it was only the color that the children would notice. Those who had speech deficiency identified it at 4-5years. Those with delayed psycho development  – at 5-6 years. The mentally retarded children ones at 6-7 years.  Even those who had only speech deficiency were not able to think of a variety of ways how to play with the ball. Their proposals were all alike. The intellectually deficient children would see only basic functional like «to roll» or «to swing». This article the approaches to the integration of modular F. Frebel’s materials in motivating the spatial environment of modern kindergartens are shown and  described, they into account the different levels of rehabilitating children with sensory-motor, speech, intellectual deficiency. Parents and teachers can find more information about ways of playing with "gifts", if they visit our modul-room «Reateka», which is specifically equipped to assist in doing joint research of various education areas. They can also use the following links at our web page:  «Reateka», «Ecoteka», «Artkartoteka», or visit our «Mother’s school».

The content of the environmental urban projects of F. Frebel’s society in ten St. Petersburg’s kindergartens "1, 2, 3 - section and take away", "Child and metropolis. How to know the nature of the child" is solved, basing on the using of game technologies in terms of inclusion, inserting the families and preschool children with different starting opportunities in the development and mastering of accessible facilities and friendly city environment.

Key words: F. Frebel’s materials, children with sensory-motor, speech, intellectual disabilities, friendly environment, game technologies.

ГСНТИ 14.29.05 (09) Код ВАК: 13.00.03 – коррекционная педагогика

Отмечая роль Фридриха Фребеля в истории образования, исследователи сходятся во мнении, что его идеи лежат «в общей сокровищнице педагогических приобретений человечества» [13, с.497]: в течение полутора столетий «взрослое» человечество организует детские сады, недооцененные при жизни Фребеля, которые с 60-х гг. XIX в. получили распространение, к концу XX столетия и вовсе заняли ведущее место в системе дошкольного воспитания во многих странах, а в 2013 году со вступлением «Закона об образовании РФ» дошкольное образование было признано первой ступенью непрерывного образования в России. В связи с изменениями Федерального закона N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", а также исследователями образовательные учреждения рассматриваются и как среда для психолого-педагогической абилитации и реабилитации лиц с ОВЗ [7, с. 34].

В течение этих столетий на остальные идеи и теорию Фребеля о воспитании человека исследователи высказывали часто противоположные точки зрения, критикуя или поддерживая различные ее постулаты. Несомненной заслугой Фребеля признают то, что он «первый обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их … стремления, взглянул на детскую жизнь как на жизнь относительно полную и законным потребностям, которой должны удовлетворять взрослые» [13, с.497], поскольку в игре «сразу, в смутном единстве проявляются все инстинкты» [3, с. 104]. К.Д. Ушинский, описывая систему Фребеля, с пониманием отнесся к невероятно сложной задаче, которую решал Фребель:«...придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека, которые придуманы уже веками…» [13, с. 499]. Предполагаем, это все-таки шар, а также проверенные уже столетиями кубики, которые в последствие взяла для обучения и М.Монтессори и др. [6]. В Русском этнографическом музее С-Петербурга в экспозиции народных игрушек России также можно увидеть шары [1], напоминающие первый дар Ф.Фребеля.

Мы проанализировали точки зрения [3, 4, 5, 6, 11, 13] с целью применения в модели будущего классических систем прошлого и поставили цель. Цель исследования — раскрытие сущностных характеристик психолого-педагогической (ре)абилитации дошкольников с ОВЗ и практическое обоснование модульного принципа включения игровых технологий на основе системы Ф.Фребеля в   реабилитационной среде дошкольного образования детей с ОВЗ (с сенсо-моторной, речевой, интеллектуальной недостаточностью). Экспериментальное исследование доступной среды осуществлялось в ходе проектного взаимодействия с Фребелевским обществом педагогов С-Петербурга (оно существовало в 1871 1918 гг., возрождено в 2012 году), что способствовало определению наиболее эффективных факторов доступности на мезоуровне реабилитационной среды [7, с. 34]. Поскольку понятие «доступная среда»   предполагает как создание условий для инклюзии и безбарьерного доступа в ДОУ, оснащение общеобразовательных организаций специальным оборудованием, так и проведение информационных и просветительских мероприятий, направленных на преодоление разобщенности и барьеров в обществе [10, с.112], формирование позитивных установок [10, с.108].

Единый для всех детских возрастов показатель участия и активности в Международной классификации функционирования (МКФ) [10, с.91,96] – игровая деятельность, а показатель фактора окружающей среды - изделия и технологии для обучения (е130). В проводимом исследовании приняли в 2013-2016 годах участие дети 3-х - 7-ми лет нормативно развивающиеся (200 человек) и с ОВЗ, у которых в различных вариантах отмечаются: 100 человек – тяжелые нарушения речи (ТНР), 100 – задержка психического развития (ЗПР), 100 – легкая, 50 - умеренная умственная отсталость, 50 - сложный дефект, при котором интеллектуальная недостаточность у 30 человек - в сочетании с расстройством аутистического спектра (РАС); 100 человек – сенсомоторная недостаточность, у которых в различных вариантах сочетаются с ДЦП: 30 человек – ТНР, 30 - ЗПР, 20 – легкая умственная отсталость, 20 - умеренная. Дети с ОВЗ находились в различных условиях пребывания: компенсирующих садов, комбинированных садов, центрах - т.е. в условиях интеграции и инклюзии. Для определения доступности игр и различий в траекториях развития детей из разных социокультурных слоев и регионов экспериментальное исследование проводилось в Санкт-Петербурге (ГБДОУ № 5 комбинированного вида Невского района, ГБДОУ № 103 компенсирующего вида Невского района, ГБДОУ №14 компенсирующего вида Василеостровского района, дошкольное отделение ГБОУ №25 Петроградского района), контрольные группы - в г. Набережные Челны Республики Татарстан («Реацентр» благотворительного фонда «Дети ДЦП», МОУ №35), в Пскове (дошкольное отделение ЦЛП).

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что при использовании междисциплинарного подхода в рамках реабилитационной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ, исходя из целей и задач различных образовательных областей в соответствии ФГОС ДО, повышение уровня функционирования и реабилитированности будет успешным, если в ходе деятельности (в том числе проектной) интегрируются различные игровые технологии с учетом принципа индивидуально-педагогических характеристик образовательного и реабилитационного потенциала детей с ОВЗ.

В ходе эксперимента для всех детей, в том числе нормативно развивающихся, первый дар Ф.Фребеля оказался незнакомым. Почти все группы детей с интересом отнеслись к манипуляции с шаром на нитке. Лишь в группах детей с умеренной умственной отсталостью и со сложным дефектом, где интеллектуальная недостаточность сочетается с РАС, было около 40% детей, которые не обратили внимание на действия с шаром взрослого, хотя большинство из них имели избирательный интерес к раскачивающимся предметам. Это подтверждает данные Е.И.Грачевой, что не многие дети из этой категории отвлекаются на «дары» [4, с.22]. Вслед за рекомендациями Грачевой Е.И., таким детям мы предъявляли серебряный (или зеркальный шар), к которому большинство из них потянулось. Дети с нормативным развитием в 6-7 лет давали правильное название геометрического тела и предлагали разнообразное использование с включением высокого уровня воображения (например, 6 мальчиков из контрольной группы предложили его как шар для гипноза), в 5-6 лет называли 40% детей также мячиком, «клубочком, нитками» и предлагали его для игры с кошкой. Такие ответы совпадали с теми, которые давали дети с ТНР в 6-7 лет (наряду и с правильным называнием в 70% шаром), в 5-6 лет в 40% случаев встречались и неправильные словообразования, например, «ниточный, из веревки мяч». В 4-5 лет дети с ТНР из характеристик шара, в основном, описывали только цвет, что характерно было для детей 3-х лет нормативно развивающихся и для детей с ЗПР 5-6 лет, с УО – в 6-7 лет. В возрасте 4-5 лет нормативно развивающиеся дети (90%) с помощью педагога замечали, что мячи отличаются - «мягкий - твердый», этот признак дети с ТНР в 5-6 лет описывали также через глаголы «можно нажать, а этот стучит» (40%), дети с ЗПР (60%) гораздо чаще пользовались показом движений и дополнительными неточными словами, например, «крепкий». Дети с легкой умственной отсталостью в 6-7 лет из действий предлагали «кидать», «ловить», «качать», что дети нормативно развивающиеся делали уже в 3 года. Дети с умеренной умственной отсталостью повторяли за взрослым движения раскачивания не на пальцах, а на кисти или запястье. Дети с ДЦП не смогли развешивать несколько шариков на пальцы. Хотя для всех групп было нестандартным предложение с пальцев одной руки перекинуть шарики на другую руку. Также дети проявляли моторную неловкость в группах ЗПР, ТНР, при этом были затруднения и в счете, что совпадает с данными С.Ю. Кондратьевой [9, с. 73 – 79]. В группах с умственной отсталостью эта игра оказалось сложна.

В статье обратим внимание на использование в рамках экспериментального обучения детей с ОВЗ игровых технологий, прежде всего направленных на повышение показателей функционирования МКФ: манипуляция с предметами, игрушками, вовлеченность в игровую деятельность, игра самостоятельно либо с кем-либо [10, с.79-81]. Эксперимент проходил в соответствие с вариативной программой «Звезда Фребеля» и направлений программы для детей с ЗПР [12].

В тоже время при обучении учитывались факторы окружающей среды и интеграции в нее, принципы которой высказывал еще В.П. Кащенко, создавший школу-санаторий и видевший в детской исключительности не столько биологические причины, сколько «дефективную социальность»: «Детская исключительность есть прежде всего …порок общества в целом. И борьба с ней должна … строиться на базисе широких социальных мероприятий» [8, с. 5].

В формирующем эксперименте полифункционально использовались собственно игры с дарами Ф.Фребеля в сопровождении с песенками, игры с линиями, плоскостями, точками [14, с.227-8]. Но не только это, важная составляющая - включение педагогов детских садов в проекты Фребелевского общества С-Петербурга, организованного при Центре русско-немецких встреч для продвижения принципов педагогики Ф.Фребеля как «модели детского сада будущего из прошлого» [15], согласующихся с положениями ФГОС ДО.

В экспериментальных группах обучение проводилось в течение трех лет с комплексным подходом к использованию игры в проектной экологической деятельности [2, с.6], что стимулировало активную позицию участников образовательных отношений по влиянию на создание доступной среды и на факторы окружающей среды [10, с.96] - изделия и технологии для обучения, культурного досуга, природное окружение. В основу проектной деятельности положены постулаты Ф.Фребеля - «игра, движение, сад», которые учитывают стремление человека к «гармонии с жизнью и природой» [14, с.242].

Для выявления особых образовательных потребностей детей, например, в ГБДОУ №5 и № 103 Невского района психолого-педагогическое обследование предложено для совместного проведения с родителями (как в специально организованном по образовательным областям кабинете-модуле «Реатека», так и на сайте в разделе «Реатека»).

Проводилось не только консультирование ближайшего окружения ребенка по развитию игровой и продуктивной деятельности, но и, согласно наследию Фребеля, создание «Маминой школы» для передачи опыта обучения. Как факторы окружающей среды были представлены технологии для культурного досуга на сайте в разделе Модультеки - «виртуальная игротека», «АртКартотека» о доступности игр и музейных выставок в ходе проекта.

Проведение игр-занятий по освоению «форм жизни», «форм познания», «форм красоты» [14, с.93], в соответствии с разработанным рабочими программами по календарно-тематическому принципу согласуется с организацией и проведением культурно-массовых и досуговых мероприятий.

Изложенные в статье социокультурные интеграционные проекты направлены на развитие установок, общественного сознания различных фокус-групп. Так, в 2015 году проект «1, 2, 3 – раздели и убери», инициированной Фребелевским обществом С-Петербурга, по формированию экологического сознания дошкольников объединил 10 детских садов города (с учетом вариативно-деятельностной тактики), был представлен в ходе «Экологической акции на Неделю Германии в апреле 2015 г.». В последующем проекте Фребелевского общества 2016 г., «Ребенок и мегаполис. Как познать ребенку природу», мы также опирались на социокультурный и природосообразный аспект ознакомления детей с природным миром [14, с. 242, 251].

В детских садах проводились конкурсы для родителей и детей - кукол из вторсырья для выбора символа проекта, рисунков, поделок, плакатов на тему проектов «Чистый город – здоровый я, здоровая семья», «Свет и тень», совместно оформлялись выставки «Портал экологической безопасности», в том числе на сайте в разделе «Экотека».

В результате происходило формирование у детей, в том числе у детей с ОВЗ, предпосылок игровой, коммуникативной и познавательной деятельности на экологическом материале. Для этого в общегородском проекте организовывались квесты, акции «Toy-crossing», «Book-crossing» (обмен созданными в ходе проектной деятельности игрушками и книгами между группами, детскими садами, участвующими в городских проектах). Созданные полифункциональные книги по сказкам и стихам экологического содержания учитывают полимодальные методы обучения, заложенные в трудах Ф.Фребеля [14, с.125], отвечающие особенностям внимания и памяти детей с ОВЗ. Анализ проекта, портфолио проходил на совместных досуговых театрализованных мероприятиях (интерактивные спектакли с детьми, спектакли со взрослыми) с полифункциональным использованием даров Ф.Фребеля, продуктов проекта.

Описанные игровые технологии проектной деятельности эффективны как составляющие доступной реабилитационной среды для социально-коммуникативного, экологического и художественно-эстетического развития детей. Так происходит включение социальных партнеров в актуальные для семей детей с ОВЗ инновационные сетевые проекты по созданию доступной среды с привлечением ресурсов общественных организаций.

Список литературы

2.Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

3.Гессен, С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / С.И.Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995.

4.Грачева, Е.И. Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами / Е.И.Грачева. - СПб.,1907.

5.Жеравина, А.Н. П. И. Макушин и «Детский сад по методе Фребеля» в Томске /  А.Н.Жеравина // Вестник Томского государственного университета. - 1999. - № 268. с.14-19

6.Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

7.Кантор, В.З. Отношения личности при нарушениях в развитии: реабилитационно-педагогический контекст / В.З.Кантор // Специальное образование. – 2015. - №4.

8. Кащенко, В.П. Исключительные дети: Их изучение и воспитание / В.П.Кащенко, Г.В. Мурашев. – 2-е изд. – М., 1929.

9.Кондратьева, С.Ю. Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «группы риска» / С.Ю. Кондратьева // Специальное образование – 2012. – № 2.

11.Ничипоренко, Л. К. Возможности научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов в научной лаборатории на базе музейной коллекции материалов М. Монтессори и Ф. Фребеля/ Л.К. Ничипоренко // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2014. - N 171. - С. 193-197.

12.Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития /Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, С.Ю.Кондратьева и др. // Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010.

13.Ушинский, К.Д. Отчет о командировке за границу / Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 6. - М.-Л. : Изд-во Акад. пед. наук, 1948.

14. Фребель, Ф. Педагогические сочинения/ Ф.Фребель – Т.1: Воспитание человека. Изд-е 2. – М. : Книгоизд-во К.И.Тихомирова: Кузнецкий Мост, 1913.

15.Ein Zukunftsmodell aus der Vergangenheit/ Rosemarie Boldt, Margitta Rockstein Band 7 der Reihe "Schriften des Fröbelmuseums". - Hrsg. Thüringer Landesmuseum Heidecksburg Rudolstadt, 2015.  - Режим доступа: http://froebel-museum.de/pages/de/sammlungen-und-forschung/publikationen.php

References

1.Botjakova, O.A. Rossijskij jetnograficheskij muzej. Detskij putevoditel' / O.A. Botjakova - SPb. : Obrazovanie - Kul'tura, 1998.

2. Veraksa, N.E. Proektnaja dejatel'nost' doshkol'nikov / N.E.Veraksa, A.N. Veraksa. – M. : Mozaika-Sintez, 2008.

3.Gessen, S. I. Osnovy pedagogiki: vvedenie v prikladnuju filosofiju / S. I. Gessen. – M. : Shkola-Press, 1995.

4.Gracheva, E.I. Rukovodstvo po zanjatiju s otstalymi det'mi i idiotami / E.I. Gracheva. - SPB, 1907.

5.Zheravina, A.N. P. I. Makushin i «Detskij sad po metode Frebelja» v Tomske / A.N. Zheravina// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – 1999. - № 268.

6.Integrirovannoe obuchenie detej s ogranichennymi vozmozhnostjami v obshhestve zdorovyh detej / F.L. Ratner, A.Ju. Jusupova. – M. : Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2006.

7.Kantor ,V.Z. Otnoshenija lichnosti pri narushenijah v razvitii: reabilitacionno-pedagogicheskij kontekst /V.Z. Kantor // Special'noe obrazovanie. – 2015. - №4.

8. Kashhenko,V.P. Iskljuchitel'nye deti: Ih izuchenie i vospitanie / V.P. Kashhenko, G.V. Murashev. – 2-e izd. – M., 1929.

9.Kondrat'eva, S.Ju. «Diagnostika i profilaktika narushenij schetnyh navykov (diskal'kulii) u doshkol'nikov «gruppy riska»/ S.Ju. Kondrat'eva - Special'noe obrazovanie. – 2012. – № 2.

11.Nichiporenko, L. K. Vozmozhnosti nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti prepodavatelej, studentov v nauchnoj laboratorii na baze muzejnoj kollekcii materialov M. Montessori i F. Frebelja / L. K. Nichiporenko // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. - 2014. - N 171.

12.Programma vospitanija i obuchenija doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija /L.B.Barjaeva, O.P.Gavrilushkina, S.Ju.Kondrat'eva i dr. // Pod red. L.B.Barjaevoj, E.A.Loginovoj. – SPb.: CDK prof. L.B.Barjaevoj, 2010.

13.Ushinskij, K.D. Otchet o komandirovke za granicu / K.D. Ushinskij Sobr. soch.: V 11 t. T. 6. - M.-L. : Izd-vo Akad. ped. nauk, 1948.

14.Frebel', F. Pedagogicheskie sochinenija / F. Frebel'. T.1: Vospitanie cheloveka. Izd-e 2. – M.: Knigoizd-vo K.I.Tihomirova: Kuzneckij Most, 1913.

15.Ein Zukunftsmodell aus der Vergangenheit / Rosemarie Boldt, Margitta Rockstein Band 7 der Reihe "Schriften des Fröbelmuseums". - Hrsg. Thüringer Landesmuseum Heidecksburg Rudolstadt, 2015. — Rezhim dostupa: http://froebel-museum.de/pages/de/sammlungen-und-forschung/publikationen.php